Виниловая пластинка ансамбля Фирюза, выпущенная в СССР фирмой Мелодия является одной из самых редких и дорогих альбомов советской музыки. На данный момент её стоимость на международном рынке пластинок доходит до 2 000 евро.
Виниловая пластинка ансамбля Фирюза, выпущенная в СССР фирмой Мелодия является одной из самых редких и дорогих альбомов советской музыки. На данный момент её стоимость на международном рынке пластинок доходит до 2 000 евро.
Легендарный туркменский ансамбль ФИРЮЗА.
Как всем хорошо известно, до середины 80-ых годов в СССР был лишь один монополист, издающий качественно записанную музыку — Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия». Соответственно, вероятность попадания в студию «Мелодии» для рядового музыкального коллектива была призрачная. Исключения могли быть лишь в некоторых союзных республиках, где по особой национальной разнарядке и во благо дружбы народов полагалось записывать и издавать определенное количество местных исполнителей. И это была реальная лазейка. Благодаря этому мир увидел студийные пластинки «Гунеш», «Дос Мукасан», Кола Бельды и т.д. На фоне этих знаменитостей всесоюзного масштаба осталась почти незамеченной туркменская группа «Фирюза». «Почти» — в том смысле, что каким-то чудом они ухитрились записать и издать свой винил на «Мелодии» с четырьмя треками, продолжительностью от 8 до 10 минут (одно только это в 1979 году было нонсенсом).
Фирюза — туркменский инструментальный ансамбль, созданный в 1978 году на базе Оркестра Телевидения и Радио Туркмении. Ансамбль был создан Дмитрием Саблиным с целью участия в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады 1979 года. Ансамбль выиграл конкурс и получил предложение от фирмы «Мелодия» о записи грампластинки, которая была издана в 1980 году. После группа распалась из-за отсутствия поддержки со стороны министерства культуры Туркмении. Про коллектив неизвестно ничего, за исключением того, что художественным руководителем был Дмитрий Саблин, а основателем и музыкальным лидером – Дмитрий Манукян (бывший барабанщик «Гунеш»). Дважды удивительным присутствие «Фирюзы» на «Мелодии» выглядит, если послушать их музыку – это самый настоящий прог-рог напополам с фьюжном и джаз-роком, да еще и с восточным этническим колоритом, варганами и звуками природы. Одним словом и во всех смыслах — «вражеская» музыка. Видимо по этой причине, отечественный слушатель в своей массе не оценил творческого посыла из солнечной Туркмении. Но в итоге, все получилось по справедливости.
В то время, как пластинки некоторых любимцев советской публики лучше всего подходили для запуска с крыши дома, пластинка «Фирюзы» оценивается сегодня коллекционерами в 500 – 600 USD и на момент апреля 2012 года вошла в список 50 лучших пластинок «Мелодии», которые готовятся к специальному переизданию.
Михаил Мамедов раскрывает загадку «Фирюзы» «У гитары женская душа...»
Замечательного музыканта, гитариста Михаила Мамедова знают все ценители и поклонники инструментальной музыки. И, уж конечно, найдутся и те, кто помнит Михаила, как участника музыкальной группы «Фирюза», чье блистательное выступление на VI Всесоюзном конкурсе эстрады в 1979 году прославило республику в союзном масштабе. Сейчас, по мнению одного российского электронного журнала «Музыкальная Археология»: «Про коллектив не известно ничего, за исключением того, что художественным руководителем был Дмитрий Саблин». Встретившись с Михаилом Мамедовым, непосредственным участником группы «Фирюза», стоявшим у самого истока ее создания, мы намерены пролить свет на такое уникальное явление в музыкальной жизни Туркменистана, как группа «Фирюза». Очень обидно, что о группе, которая произвела целый фурор в инструментальной музыке, так мало известно. Михаил, наверное, единственный участник группы, проживающий в Туркменистане, кто является активным участником событий давно минувших дней, поэтому мы посмотрим на историю отчасти его глазами...
Гитара в доме Миши Мамедова была всегда: мама любила петь и аккомпанировала себе на семиструнной. Уже в шесть лет Миша начал пробовать подбирать на гитаре знакомые мотивы, а чуть позже мама, видя, что у сына прекрасный музыкальный слух, показала ему основные аккорды. В школе он начал осваивать шестиструнную гитару и вскоре его увлечение инструментом переросло в настоящую страсть, которая станет в будущем его судьбой. Учиться Михаил начал в средней школе № 21 (что по ул. Гагарина), но поскольку она была, в те времена, восьмилеткой, продолжил учебу в школе № 15. Миша со школьными приятелями организовывали музыкальные группы, пытаясь подражать «Beatles». В восьмом классе за хорошую учебу Миша получил от мамы, воистину, королевский подарок – электронную гитару. Радости его не было предела, ведь он столько мечтал о таком инструменте! А в 9-10 классах Михаил - уже участник школьного инструментального ансамбля, электронная гитара пришлась кстати! После школы, поступив в ТГУ на спортивный факультет, Михаил продолжает заниматься любимым делом – гитарой, которая овладела всеми его помыслами. Руководство университета было заинтересованно в развитии собственной самодеятельности, поэтому студенческая инструментальная группа «Ялкым», в которую вошел и Михаил, была обеспечена всем необходимым, особенно это касалось профессиональной аппаратуры.
«Ялкым» выступали не только на всех мероприятиях университета, но принимали участие в межвузовских конкурсах, в том числе межреспубликанских: в Ташкенте, Тбилиси, Севастополе. На конкурсе в Ташкенте ребята даже заняли 1 место. Свою учебу в университете Михаил сочетал с учебой в музыкальном училище. По окончании учебы ему было сделано весьма заманчивое предложение поработать в Оркестре республиканского радио и телевидения в качестве гитариста. Таким образом, он оказался в одном из самых престижных музыкальных коллективов республики. Здесь он познакомился с талантливыми, влюбленными в музыку ребятами: барабанщиком Димой Саблиным и вторым гитаристом Евгением Ночевным. В те времена особой популярностью пользовался Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Конкурс охватывал все эстрадные жанры: вокал, инструментальную и вокально-инструментальную музыку, фольклор, цирковое искусство, жанры сатиры и юмора. Особенно славился конкурс тем, что давал «путевку в жизнь» многим талантливым ребятам: победителей знала в лицо вся страна, они получали возможность участвовать в популярных передачах, записывать сольные альбомы, их приглашали на различные мероприятия союзного значения. Так, для сравнения, Алла Пугачева, ВИА «Песняры», Ирина Отиева, Николай Гнатюк, группа «Автограф», Карен Ованесян, В. Полунин и многие популярные артисты – прославились через участие именно в этом конкурсе.
В 1978 году художественному руководителю Оркестра, где работал Михаил, Сейитнуру Атаеву, пришла идея создать туркменскую музыкально-инструментальную группу и принять участие в VI всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Инициатива была принята с большим энтузиазмом, и вскоре образовалась группа «Фирюза», куда входили: клавишные – Дмитрий Саблин, ударные – Игорь Гордеев, гитара – Михаил Мамедов, вторая гитара – Евгений Ночевный, Алик Нифченко – бас-гитара, саксофонист и флейтист Сабир Ризаев, скрипка Хана Тэн. Художественным руководителем группы стал Дмитрий Саблин.
«Конечно, нам было интересно играть джаз и рок, но так как мы представляли Туркменистан, необходим был национальный колорит, - вспоминает Михаил, - так, пришла идея, за основу наших композиций взять классические произведения Нуры Халмамедова, Чары Нурымова, Дангатара Овезова, Реджепа Аллаярова, но в джазово-роковой обработке. Получилось интересно, композиторам очень понравился такой музыкальный эксперимент, и они с удовольствием поддержали нас в этой затее. Наш оригинальный жанр мы назвали джаз-фольк-рок, при этом мы выбрали себе трудную дорогу к славе. К конкурсу было подготовлено 7 музыкальных композиций, и они по звучанию были достаточно длинные – по 10 минут. Работа над аранжировкой каждой мелодии была сложная. Мы репетировали по ночам, так как днем были заняты на репетициях Оркестра. В итоге было решено остановить свой выбор на вариации произведения Нуры Халмамедова «Гармония», так как на конкурс надо было выносить лишь один номер. Данная вариация была сложного ритмического размера, и это стало нашим козырем, ведь в чем-то мы стали новаторами!».
На подготовку репертуара и репетиции ушло полгода, а в феврале 1979 года джаз-фольк-рок группа «Фирюза» отправилась в Ленинград, покорять жюри VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Волновались, конечно, жутко, ведь жюри представляли мастера эстрадного жанра, такие как Аркадий Райкин, Алла Пугачева, Батхин. На конкурсе, Михаил тесно познакомились с ребятами из казахстанской музыкальной группы «Бумеранг», в частности, с Байгали Серкебаевым в будущем участником популярной группы «А-Студио». Члены жюри по достоинству оценили номер туркменской группы – и уровень оригинальности и необычности, и уровень сложности, а также мастерство музыкантов. Группа «Фирюза» была удостоена 1-й премии и звания лауреата конкурса. Вернулись ребята в Ашхабад победителями: вся республика гордилась своими героями, группу «Фирюза» знали все поклонники инструментальной музыки!
Такой триумф оказался, к сожалению, последним этапом в творческой жизни группы. Для многих известных музыкантов победа в конкурсе – это только трамплин к успеху, начало пути. Но как часто это бывает, чиновники от культуры расценили победу «Фирюзы», как законченное действо – мы же победили, ну, и все на этом! Ребятам не было предоставлено никаких условий для дальнейшего роста, и недолго и безуспешно поборовшись за свое будущее, группа распалась, не получив шанса на развитие и раскрутку. Обидно? Обидно, до слез: белорусская группа «Песняры» - ранние лауреаты этого конкурса, получив в свое время республиканскую поддержку, прославили не только свое имя, но и страну – на протяжении 4-го десятка лет «Песняры» - раскрученный белорусский бренд. А у Фирюзы – были и таланты, и креатив, и национальный колорит, и модные мотивы джаза и рока – не хуже, чем где бы то ни было, а в итоге – недальновидные чиновники поставили крест на деятельности группы. Да, конечно, у нас еще оставался славный «Гунеш», но разве плохо, если еще один музыкальный коллектив серьезно заявил бы о себе, составив конкуренцию на эстраде бывшего Советского союза именитым музыкальным группам?!
В этом же 1979 году группа «Фирюза» была приглашена опять в Москву для записи их первого и, к сожалению, последнего винилового альбома, в который вошли такие музыкальные композиции, как: «Ашхабад» Н. Халмамедова в обработке Дмитрия Саблина, «Край родной» А. Эсадова, «Чапыксуар» Ч. Нурымова, «Диалог в ауле» К. Аннанепесова и Ч. Нурымова. Кстати, поехали ребята на запись на собственные средства: местные чиновники не поддержали их даже в расходах на дорогу и гостиницу. Зато аппаратуру для записи им предоставила сама Алла Пугачева, спасибо ей за это! Запись происходила на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».
Сейчас по данным того же интернет- журнала «Музыкальная Археология» на момент апреля 2012 года пластинка с записями группы «Фирюза» считается коллекционной и вошла в список 50 лучших пластинок студии «Мелодия», которые должны быть подготовлены к переизданию. По данным того же журнала «Музыкальная Археология» сейчас музыка «Фирюзы» находится в ротации на радио Meticulous Midgets.
В этом же году группу «Фирюза» пригласили в Москву принять участие в концерте, посвященном джазовой музыке. На одной сцене с великими джазовыми исполнителями Николаем Левиновским, Игорем Брилем, Давидом Голощекиным ребята из группы «Фирюза» в последний раз в творческой жизни группы исполнили бессмертные творения туркменских классиков в джазовой обработке. После распада группы «Фирюза» все участники группы, в знак протеста, ушли из «Оркестра радио и телевидения ТССР». Михаил стал работать с различными музыкальными коллективами, но никогда не допускал и мысли оставить любимую гитару. «Впервые я полюбил гитару за ее форму – она очень похожа на женский стан. Чем дольше я изучал гитару, тем больше понимал - у гитары женская душа!», - так Михаил Мамедов размышляет о сущности инструмента.
Музыканты:
Дмитрий Саблин 〈Dmitry Sablin〉 - Пианино, Орган
Игорь Гордеев (Igor Gordeev) - Барабан
Евгений Ночевный (Evgeniy Nochevny) - Гитара
Михаил Мамедов (Mikhail Mamedov) - Гитара
Сабир Ризаев 〈Sabir Rizayev〉 - Саксофон, Флейта
Алик Нифченко (Alec Nifchenko) - Бас
Хана Тэн (Khana Ten) - Скрипка
В 2017 году на лейбле NEDOSTAVAEMOE вышло переиздание этой пластинки. Издатели немного изменили изображение на конверте. Пластинка звучит вполне нормально.
Источник: магазин "Мелодия"