Некоторые факты из достижений Grandmaster Flash в новом веке, о которых не все знали.
Начало
За более, чем тридцатилетнюю историю хип-хопа лишь несколько имен стали настолько любимы ценителями музыки во всем мире, как DJ Grandmaster Flash. Он является одним из трех пионеров, которые создали хип-хоп как музыкальный жанр. То, как он использует вертушки, сделало его первым диджеем, играющим на них, как на музыкальном инструменте. Таким образом, он поднял статус диджея до мастерского и творческого уровня. Он также ответственен за создание одной из самых первых и великих рэп-групп всех времен - The Furious Five. Это лишь несколько из ключевых моментов его карьеры, начавшейся в Бронксе начала 70-х годов и дошедшей до всех уголков планеты в 21 веке.
Будучи потомком жителей Барбадоса, Джозеф Саддлер, профессиональный псевдоним - DJ Grandmaster Flash, родился и вырос в Буги-Даун Бронксе. Улицы и ночная жизнь этого района послужили для него вдохновением. Его первая влюбленность в винил появилась в раннем детстве, когда он играл с пластинками отца. В подростковом возрасте он изучал в школе электромеханику и инженерию, а в свободное время крутил пластинки на вечеринках на районе и в городских парках.
Создание и демонстрация техники
В ранние семидесятые годы Flash придумывал и представлял общественному вниманию инновационные техники игры на вертушках, которые основывались на его наблюдениях за другими диджеями на вечеринках. Так он выдвинул концепцию того, что вертушки – это музыкальный инструмент. Новая техника Flash, которая навсегда изменила манеру игры диджеев, называлась «Каттинг» (cutting) – диджей кладет руку на поверхность пластинки или на ее центральную часть и двигает ее взад-вперед в сочетании с движением ручки микшера влево-вправо. Когда Flash только начал использовать данную технику, этот процесс стали называть «пачкать пластинку», так как до него ни один диджей на касался поверхности пластинки.
“The Quick Mix Theory” (Теория быстрого микса), включавшая в себя технику каттинга, подразумевала использование двух идентичных пластинок и перераспределение музыкальной аранжировки, тем самым продлевая брейки в песне. Данная техника каттинга включала такие «подтехники», как «фронт-дор/бэк-дор» (Front door/Back door) – повторение песни с помощью проигрывания двух одинаковых пластинок одновременно, из которых одна на один бит отстаёт от другой, создавая эффект эхо. «Фэйк-фейзинг» (Fake Phasin) – использование двух копий одной пластинки, из которых один диск играет в обычном режиме, а второй используется для моментальных вставок коротких музыкальных секций. Пример: проигрывается брейк песни “Good Times” на одной вертушке, а на второй накладывается сверху слово “Good” в качестве усиления эффекта песни. Также в Теорию быстрого микса входило исполнение трюков с пальцами ног, ртом, локтями, игрой за спиной и разворотами на 360 градусов.
Примечание: ниже представлены несколько околонаучных идей, которые DJ Grandmaster Flash применял в создании Быстрой теории микса:
(Форма иголки: коническая или эллиптическая; тип иголки: бриллиантовая или сапфировая; вертушки (крутящий момент): вращение колеса, вращение ремнем, прямое вращение; тип усилителя: вакуумная трубка вместо полнотелой; резистор; конденсатор; питание от сети вместо аккумулятора; диоды; осциллографы; генераторы сигналов; измерители сопротивления, I=E вместо R, R=I*E)
“Clock Theory” (Теория часов) - еще одна техника каттинга - позволяла Flash быстро находить брейк песни на глаз и повторять или «перкуссировать» элемент или фрагмент звука с помощью движения диска взад-вперед, используя две вертушки, микшер и два дубликата пластинки. Он вращал винил против часовой стрелки для перехода на конкретное место, обозначенное маркером, мелом или наклейкой. Данный разбор песни «на запчасти» и переформирование ее структуры в реальном времени способствовали первоначальному развитию и становлению диджея как создателя ремиксов, исполнителя и продюсера.
В конце 70-х Flash поднял свое ноу-хау на новый уровень, накладывая рэп эмси на свою музыку. Это соединение позже стало всемирно известно как “Grandmaster Flash and the Furious Five”. Их известность начала расти благодаря мастерским навыкам диджеинга Flash и манерой группы обмениваться строчками во время исполнения песни. Flash также обращал на себя внимание динамичной и акробатической манерой игры на вертушках с помощью ног, пальцев ног и локтей. Певица Blondie увековечила Flash в своем хите 1980 года “Rapture”: “Flash is fast, Flash is cool!” (Flash быстрый, Flash крутой).
В 1981 году он выпустил “The Adventures of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel” – первая запись с полноценным комплексным каттингом.
Восьмидесятые годы привнесли множество альбомов, хитов, концертов, а также мировое признание, так как хип-хоп становился новым популярным музыкальным жанром. В 90-е и даже сейчас DJ Grandmaster Flash продолжает гастролировать по всему миру, получать награды за свой вклад в развитие хип-хопа и придумывать новую музыку и механики игры. Он – настоящее воплощение иконы.
Достижения и проекты DJ Grandmaster Flash конца девяностых - начала двухтысячных:
1998 – Он выступил на самой главной игре футбольного сезона – Суперкубок.
1998 – Крис Рок приглашает Flash на должность музыкального руководителя популярного шоу HBO «Шоу Криса Рока», которое выходило на экраны в течение четырех лет.
2001 – Flash начал вести радиопередачи на радио Sirius (предыдущие работы на радио: Нью-Йоркские радиостанции WBLS(107.5 FM), Kiss(98.7 FM) и Hot 97(97.1 FM)).
2002 – Flash выступил на церемонии закрытия Игр Содружества в Манчестере, Англия, перед 40 000 зрителей, среди которых были премьер-министр Тони Блэр и Королева Елизавета, а также перед миллиардами зрителей по всему миру в прямой трансляции.
2002 – Он выпустил “Essential Mix: Classic Edition, and The Official Adventures of Grandmaster Flash”.
2002 – Flash учатствовал в создании собственного именного микшера Empath для компании “ Rane Corporation” (прошлые партнеры Grandmaster Flash: Louis Vutton, Helmut Lang, Sprite, Tommy Hilfiger, Gemini Sound и Kangol).
2002 – Он передает экспонаты в Зал славы рок-н-ролла и в музей Кливленда, штат Огайо, а также в Музыкальный проект Сиэтла, штат Вашингтон.
Январь 2004 – Билл Гейтс, основатель и глава “Microsoft Corporation”, вручил ему награду Авангарда диджейства (DJ Vanguard Award) как первому исполнителю, который начал использовать вертушки как музыкальный инструмент.
Июнь 2004 – Flash и Furious Five приняты в качестве членов Аллеи Славы Бронкса. В их честь в Бронксе названа улица.
2004 – Будучи главным докладчиком, он объявил о создании нового музыкального лейбла на международной музыкальной конференции Midem 2004 во Франции.
Лето 2004 – Flash появился на обложке нового серьезного издания, посвященного культуре, “Swindle”, слоганом которого является “timeless content” (материал вне времени).
Сентябрь 2004 – Он был удостоен награды на Седьмом ежегодном “Mix Show Power Summit” в Пуэрто-Рико за вклад в развитие хип-хоп культуры и верность радио Mixshow и искусству диджеинга.
1 октября 2004 года – Депутат Смитермен из Синсинати, штат Огайо, вручил ему ключи от города, а 2 октября он был удостоен премии “Tha Blast Community Award”, которую ему вручил музыкант и местный герой Бутси Коллинс за основной вклад в развитие городского искусства и городской культуры.
В течение 2004 и 2005 – он занимался образованием в области шоубизнеса среди молодежи. Во многих школах разных уровней он выступал с полным курсом лекций и практических занятий по диджеингу и его главных составляющих. Начиная с технической теории о своих «инструментах» и заканчивая непосредственно вступлениями, Flash рассказывал о том, что требуется для достижения успеха в музыкальной индустрии.
9 мая 2005 – Он написал музыку для рекламы модного бренда “Converse” и снялся в ней вместе с баскетболистом Дуэйном Уэйдом aka “The Flash” из команды Miami Heat в время финала NBA.
9 июня 2005 – Он был удостоен премии за выдающиеся достижения в профессиональной области в Зале славы рок-н-рола в Кливленде.
28 августа 2005 – Diddy пригласил его выступить диджеем на церемонии “MTV Video Music Awards” в Майами. Данное мероприятие транслировалось вживую по всему миру.
22 сентября 2005 – Flash вместе с The Furious Five был отмечен на церемонии “VH1’s Hip Hop Honors” за привнесение социальной осознанности в хип-хоп. Flash был также награжден за вклад развитие диджей культуры в хип-хопе. Данное мероприятие также транслировалось по всему миру.
28 февраля 2006 – Национальный музей американской истории Смитсониан объявил о своих планах принять участие в коллективной инициативе “Hip-Hop Won’t Stop: The Beat, The Rhymes: The Life” (Хип-хоп не остановится: бит, рифмы: жизнь) и предложили Grandmaster Flash передать музею свои хип-хоп сокровища. Выставка была открыта в 2010 году.
Осень 2006 – Flash стал первым человеком, получившим награду за достижения в профессиональной области “I AM HIP HOP”, на Первой ежегодной церемонии награждения в области хип-хопа BET в Атланте.
2007 – Flash публикует давно ожидаемую книгу мемуаров “The Message: The Grandmaster Flash Story” (Послание: история жизни Grandmaster Flash), автором которой стал известный писатель Дэвид Ритс, написавший биографию Марвина Гэя и Рэя Чарльза.
2009 – Выход нового альбома The Bridge: Concept of a Culture.
И в завершении, Джозеф Саддлер, DJ Grandmaster Flash, был номинирован в качестве резидента Зала славы рок-н-ролла, тем самым он, вместе с Furious Five, стал первым диджеем и хип-хоп исполнителем, удостоившимся данного звания.
Учитывая более 26 наград, а также статус первого диджея, использующего вертушки как музыкальный инструмент, становится понятно, почему этот человек является для многих такой иконой и большим вдохновением.