Результаты подробного статистического исследования состояния «БРЕЙКДАНСА» на территории бывшего СССР в 2017-2018гг, проведённого Мотей из старой брейкерской команды B-People.
Исследование состояния «БРЕЙКДАНСА» на территории бывшего СССР в 2017-2018гг (Часть1)
1. Рассуждая о развитии какого-либо направления культуры, современники чаще всего опираются на своё личное эмоциональное восприятие. За ориентир для оценки также зачастую выбирают «экспертное мнение» авторитетных представителей данной субкультуры. Эмоции и личные переживания, личные примеры, безусловно, очень важны для живого представления об обсуждаемом направлении. Однако, иногда обращение к бездушным цифрам статистики может открыть перед нами не менее интересные факты, а также помочь разглядеть тенденции развития обсуждаемой субкультуры и взаимосвязи её с весьма неожиданными моментами. В I части данного исследования была произведена попытка применения статистических методов для оценки состояния «Брейкданса» (BD), в «олдскульном» понимании этого слова (breaking, locking, electricboogie, robot, popping, boogaloo, king-tut), на территории бывшего СССР, сравнения с результатами похожего исследования от 2003 года .
Во II части исследования будет произведено описание наиболее характерных видов травм и хронической боли у танцоров разных направлений BD.
Цели исследования:
1) Сравнить тренировочный процесс, предпочтения и некоторые взгляды на танец и административную составляющую русскоязычных танцоров разных стран бывшего СССР и разных направлений BD.
2) Сравнить данные 2017/18гг с таковыми от 2003г.
3) Составить некое подобие рейтинга наиболее востребованных BD контестов, а также наиболее популярных BD команд и индивидуальных танцоров.
4) Сопоставить структуру травм и видов хронической боли со стилями танца, давностью занятий и интенсивностью тренировок. Сравнить их между собой и с «группой сравнения» (II часть исследования будет опубликована позже)
2. Материал и методы
Здесь и ниже в тексте под словом BREAKDANCE (BD) будет иметься ввиду «Брейкданс» в «олдскульном» понимании этого слова. То есть, не только breaking, что ранее обозначалось, как «нижний брейкданс», но и танцевальные направления, которые, как минимум, до 2000 года на территории бывшего СССР обозначались как «верхний брейкданс»: locking, electricboogie, robot, popping, boogaloo, king-tut.
Для выполнения целей исследования были составлены анкеты: 1) «Основная» анкета из 21 вопроса на тему BD. Вопросы были похожи на те, которые входили в анкету исследования в 2003 году. 2) «Медицинская анкета» из 20 вопросов. Данные вопросы были составлены на основе используемых в медицинских научных исследованиях опросников по разным видам хронической боли, с упором на наиболее ожидаемые травмы и виды хронической боли у танцоров разных направлений BD. 3) Кроме того, для сравнения ответов танцоров с «простыми смертными» был составлен он-лайн опрос для «группы сравнения», то есть, для людей НИКОГДА не танцевавших BD (ответы би-боев, случайно ответивших на он-лайн опрос для «группы сравнения» были удалены). Информация об исследовании открыто распространялась в тематических кругах через соцсети (Facebook и VK). Кроме того, через личные сообщения (в соцсетях и по e.mail) было предложено ответить более, чем 700 танцорам разных направлений BD. При обращении через личные сообщения делался упор на «профи» и «топовых» танцоров. Первый этап исследования, сбор информации посредством анкетирования, проводился в период от середины октября 2017г. до конца января 2018г.
Всего в исследовании приняли участие 273 человека.
При этом с «основной группой» (n=189) была обратная связь, то есть все неточности в ответах корректировались самими респондентами; опрос «группы сравнения» (n=84) был анонимным. На основную анкету ответили 189 танцоров из 101 команды из более чем 70 городов из 9 стран бывшего СССР.
В опросе наиболее активно участвовали танцоры из России (n=152/80,4%). К сожалению, из других стран бывшего СССР не удалось получить достаточного для корректного сравнительного анализа количества ответов.
Для сравнения полученных данных с таковыми в популяции использовались показатели Российской Федерации (РФ), поскольку подавляющее большинство ответивших являлись представителями РФ. Из 189 ответивших на «основную» анкету 48(25,4%) танцевали индивидуально, а остальные 141(74,6%) являлись представителями 101 команды: Top9 (С-Петербург), Predatorz (Москва), Ruffneck Attack (Киев), All The Most (Москва), H-Blast&Tatanaca (Донецк, Харьков), Da Boogie Crew (Москва), B.People (Москва), Evolvers (Красноярск), Comix Zone (Каминск-Шахтинский), Camelot (Рига), Gang Breakers (Рига), BMT (Москва), Desperatos (Улан Удэ), Мафия13 (Москва), South Front (Ялта), Navi (Калининград), L.Mosquitos (Москва), Da Funky Style (Новосибирск), Motion Bang (Рига), State Of Mind (Хабаровск), Mad Force Crew (Ереван), Bad Balance (С-Петербург), Турбо (Украина), Kosta Flava (Костанай), Язык тела (Москва), Double Side (В.Новгород), Up a Sweat (Минск), Staff Original (Сочи) и других…
По времени начала занятий танцами наиболее многочисленной оказалась группа, начавшая танцевать в конце 90х (n=73/38,6% человек), чуть меньше ответивших начали танцевать в 2000е (n=54/28,6%), представителей олдскула 80х и тех, кто начал танцевать сравнительно недавно (после 2010г) было примерно одинаковое количество (n=32/16,9% - олдскул 80х и n=30/15,9% - начали в 10е).
Большинство (n=123/65,1%) ответивших в настоящее время пребывают «в форме», то есть могли бы заявиться на баттле в категории «профи». В исследовании приняли участие 49(25,9%) «топовых» танцоров (те, кто получил 2 и более голосов с «народном рейтинге» по данным ответов на 13-ый вопрос «основной» анкеты). Полученные результаты заносились в электронную базу данных, которая затем была проанализирована при помощи компьютерной программы Statistica8.0 (StatSoft, США) общепринятыми методами параметрического и непараметрического анализов.
Для тех, кто не разбирается в статистике: в тексте «результатов» в скобочках мелким шрифтом будут указываться разные значки и цифры – можете их не смотреть. Если что: когда p<0,05 – это хорошо (данные статистически достоверны). На случай, если результаты исследования будут просматривать люди, разбирающиеся в статистике: Статистические данные представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентиля (Mе[25%;75%]), либо (при «правильном распределении» признака в группе) в виде среднеарифметических показателей со стандартным отклонением (M±Sd). Корреляционный анализ производился по методу Спирмена, при описании корреляционных связей в скобках указывалось отрицательное или положительное значение Spearman R (r). При неправильном распределении применялся Т-критерий Стьюдента. Отношение шансов (ОШ, или Odds Ratio) представлено с указанием 95% доверительного интервала (ДИ95%). Статистическая значимость определялась как р<0,05 (с коррекцией по Wilcoxon). Прозрачность исследования Данное исследование проведено исключительно по инициативе автора, за счёт личных средств и личного времени. Никаких заказов на его проведение, никакой спонсорской поддержки не было! «Первичная документация» (оригиналы ответов на анкеты) по «основной группе» не доступна для открытого просмотра третьими лицами, так как включает в себя авторизированные личные данные респондентов.
Поскольку данное исследование проводилось с учётом принципов, используемых в социологии (ещё на этапе сбора материала проводилась попытка охвата всех возможных социологических групп танцоров в пропорциях, приближённых к генеральной совокупности), его результаты могут быть приближены к реальной ситуации, по крайней мере в среде танцоров уровня «профи».
Приятного просмотра результатов! С Уважением! Мотя /B.People (Москва) (Матьянова Елена Владимировна)
3. Результаты (ЧАСТЬ I, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)
3.1. «Волны популярности» BD
Популярность в обществе того или иного направления можно определить по притоку в его ряды новых последователей. При сопоставлении количества респондентов, начавших танцевать в тот или иной год с событиями, которые могли бы повлиять на популярность BD у народных масс, прослеживается чёткое влияние СМИ. В первую очередь TV.
Опираясь на данный график, можно выделить 2 явные «волны популярности BD»: «первая волна» пришлась на середину/конец 80х, «вторая волна» – конец 90х/начало 2000х. На счёт «третьей волны»: возможно, мы её наблюдаем сейчас, во второй половине 2010х, хотя из рисунка этого не видно. Напомню, что группа «начинающих» при сборе ответов была, по сути, обделена должным вниманием, поскольку наиболее активно ответы на анкету собирались среди «профи». Именно поэтому процент ответов от представителей BD 2010х самый маленький (n=30/15,9%) и среди них очень мало «начинающих».
3.2. Стили и подстили
Как уже было подчёркнуто выше, в данном исследовании для удобства была использована модернизированная «олдскульная советская» классификация разных направлений BD: То, что в 2018 году называют словом Breakdance, ранее называли breaking, или «нижний брейкданс». Такие направления как locking, popping, robot, boogaloo и king-tut в 2018 году воспринимаются как самостоятельные стили, а раньше это всё называлось «верхний брейкданс». Соответственно, танцоры, реализующие себя преимущественно в направлении breaking, то есть b-boys&b-girls, здесь обозначены как «низовики». А локеры, папперы и роботы – «верховики». Кроме того, не редко встречались и «универсалы», то есть танцоры, которые могли танцевать и «верхний», и «нижний» BD. Респондентам было предложено выбрать основное для них направление BD, в итоге около половины всех ответивших оказались «низовиками» (n=96/50,8% всех ответивших), остальные «верховиками» (n=43/22,8% всех ответивших) и «универсалами» (n=50,26,4% ответивших).
Представители BD 80х чаще, чем те, кто начинал танцевать позже, специализировались на «верхнем» BD (исключительно «верховики»: 14 из 32/43,8% олдскульщиков 80х против 29 из 157/18,5% остальных, ОШ=3,4; ДИ 95%=1,5;7,7;р=0,003) и реже специализировались на «нижнем» (исключительно «низовики»: 6/18,8% представителей 80х против 91/58% остальных; ОШ=0,2; ДИ 95%=0,07;0,4, р<0,0001). И это с учётом того, что 5(15,6%) олдскульщиков 80х перешли на исключительно «верхние стили», хотя раньше были «низовиками» или «универсалами». Вообще, у советской общественности 80х BD ассоциировался больше со стилем робот, что, видимо, и отразилось на предпочтениях первых советских брейкеров. Подробней рассмотрим наиболее популярные у ответивших подстили танца. «Классический» выход в стиле breaking состоит из апрока (top rock), затем обычно следует footwork, powermovie и в конце freeze. Подстиль powertricks появился немного позже и представляет собой что-то типа смеси powermovie и freeze. Участникам опроса предлагалось выбрать подстили, в которых они могли бы сделать отдельный выход на баттле. Интересно, что не все те, кто специализировался на направлении breaking («низовики»), отмечали ВСЕ его «классические» подстили. Например, top rock активно использовали только 89,6% (n=86) из них. То есть 10(10,4%) «низовиков» не смогли бы сделать отдельный выход top rock. Возможно, это связано с тем, что последние лет 10 мы наблюдаем повышение популярности узкой специализации. В частности, теперь проводятся отдельные top rock контесты, на которых отдельно оценивается только top rock. Таким образом, требования к «рокерам» повысились, что повлекло повышение уровня и зрелищности этого подстиля. Следовательно, те b-boys&b-girls, которые делают упор, например, на powermovie, зачастую даже не пытаются проявлять себя в других подстилях брейкинга. Или «триксеры» предпочитают делать выходы в своём подстиле, не пытаясь конкурировать с «мувщиками». К слову, top rock в последнее время настолько обособился, что многие и не воспринимают его как подстиль брейкинга. Большинство b-boys&b-girls, которые начинали танцевать BD в 2010е, в ответах на анкету определяли себя как «я универсал, танцую и верхний и нижний BD», а далее, в следующем вопросе, отмечали только «классические» для брейкинга подстили. И после уточняющих вопросов выяснялось, что они думали, то top rock – это «верхний» стиль (такие респонденты, естественно, были затем классифицированы как «низовики»). И действительно создаётся впечатление, что top rock, как самостоятельный стиль, сейчас стал ближе к такому направлению, как hip-hop. Подавляющее большинство ответивших, которые танцевали hip-hop (11 из 12/91,7%) также могли танцевать и top rock. Кстати, четверть (11 из 43/25,6%) тех, кто считали своим основным направлением «верхние» стили BD, могли выступить и в апроке (top rock), а 8(18,6%) «верховиков» могли сделать выход footwork.
Среди тех, кто специализировался на «верхних» стилях BD было мало танцоров, которые проявляли себя исключительно в одном направлении (танцевали только popping 4 из 43/9,3% ответивших «верховиков», только locking - 3/7%). Количество стилей, в которых могли танцевать «верховики» (М=3,4±1,9) было больше, чем у би-боев (М=2,5±2; р=0,005). Наиболее популярны у ответивших «верховиков» были popping (n=28/65,1%), robot (n=27/62,8%) и electricboogie (n=26/60,5%). Причём, у тех из них, кто мог заявиться в категории «профи», на первом месте по популярности был стиль robot (из 29 «верховиков профи»: 18/62,1% могли сделать выход в стиле robot, 17/58,6% – в стиле popping, 13/44,8% - в стилях electricboogie и locking). Возможно, за счёт того, что robot является базовым стилем, который нужно освоить для более качественного последующего танцевального роста в таких направлениях как popping, boogaloo, electricboogie, а танцоры уровня «профи» обычно подходят к тренировочному процессу более фундаментально. Популярность другого «базового» направления, как boogaloo, также была максимальной у «верховиков профи» (n=10/34,5%).
За счёт изначального смешения стилей на заре советского брейкданса, олдскульщики 80х могли танцевать в большем количестве подстилей (олдскульщики 80х могли сделать выход в среднем в 3,9±1,8 подстилей против 2,4±2 для тех, кто начал танцевать позже; р=0,0001). Процент девушек среди тех, кто танцевал breaking, в том числе тех, кто считал себя «универсалом» (n=12 из 146/8,2%), было почти в 4 раза меньше, чем дам, танцующих исключительно locking/popping (17 из 43/39,5%; ОШ=7,2; ДИ 95 %=3,1;16,8; р<0,0001).
4. ВЫВОДЫ исследования состояния «БРЕЙКДАНСА» (BD) на территории бывшего СССР в 2017-2018гг.
ЧАСТЬ I, социологическая.
1. За прошедший период можно выделить две наиболее явные «волны популярности BD»: «первая волна» пришлась на середину/конец 80х, «вторая волна» – конец 90х/начало 2000х.
2. Средний возраст начала занятий BD в прошедшие периоды составил около 15 лет.
3. Среди танцоров BD процент людей с законченным высшим образованием (магистры – 72,5%) был больше, чем в среднем в популяции РФ (54%) в той же возрастной группе.
4. Танцоры уровня «профи» в 2003 году тренировались чаще, чем «профи» 2017/18гг (ОШ=8,3; ДИ 95 %=4,1;17; р<0,0001). У «профи» длительность занятий BD обратно коррелировала с частотой тренировок (r=-0,2; p=0,04) (чем дольше действующий танцор танцевал, тем реже он тренировался).
5. Популярность «уличных танцев» у «брейкеров» за 15 лет уменьшилась: в 2017 году процент действующих «уличных танцоров» (11,6%) был в 3 раза меньше, чем в 2003 году (36,8%) (ОШ=4,2; ДИ 95 %=2,3;8,4; р<0,0001). При этом процент тех, кто ранее имел опыт уличных танцев был сопоставим (60,5% - в 2003г, 54,5% в 2017/18гг). «Топовые профи» чаще остальных «профи» имели опыт регулярных уличных танцев (р=0,04).
6. Процент танцоров, которые вели школу танцев за последние 15 лет значимо не изменился (в 2003 – 59,2%, в 2017/18 – 62,6% «профи»; p>0,05).
7. На активность участия в BD контестах положительно влияли частота их посещения (p=0,0007) и частота тренировок (р=0,001) и отрицательно «танцевальный стаж» (р<0,0001) (те, кто на момент опроса был активным участником BD контестов, начинали танцевать позже, тренировались и посещали тусы чаще, чем те, кто предпочитал не участвовать в баттлах).
8. Организаторские способности в меньшей степени зависели от давности начала занятий ВD после «танцевального стажа» в 7-8 лет: около трети представителей 80х, 90х и 2000х имели опыт организаторской деятельности.
9. К категории «Old School» себя относили танцоры разного возраста, начавшие танцевать в среднем 20 лет назад. Минимум «танцевального стажа» у респондента, считавшего себя олдскульщиком, составил 9 лет.
10. Представители BD 80х чаще, чем те, кто начинал танцевать позже, специализировались на «верхнем» BD (ОШ=3,4; ДИ 95%=1,5;7,7;р=0,003) и реже на «нижнем» (ОШ=0,2; ДИ 95%=0,07;0,4, р<0,0001). Они могли танцевать в большем количестве подстилей (р=0,0001), в детстве занимались в большем количестве кружков и секций (р=0,006). Представители советского BD хуже всего относились к идее возможной «спортизации» BD (р=0,02).
11. Дамы специализировались на «верхних» стилях (locking/popping/robot) в 4 раза чаще, чем на стиле breaking (р<0,0001). Они начинали танцевать BD в среднем на 2 года позже, чем мужчины (р=0,003) и чаще, чем юноши до BD танцевали в других направлениях (р<0,0001).
12. Представители «верхнего брейкданса» (локеры/папперы/роботы) реже, чем би-бои, занимались в детстве спортом (р=0,03), но чаще музыкой (р=0,05) и другими видами танцев (р=0,001). Количество стилей, в которых могли танцевать «верховики» (М=3,4±1,9) было больше, чем у би-боев (М=2,5±2; р=0,005). «Верховики» реже имели опыт «уличных танцев» (р=0,04). У «верховиков» категории «профи», на первом месте по популярности был стиль robot (62,1%).
13. Основным источником «танцевальных доходов» в 2003г были коммерческие выступления (90,8%), а в 2017/18г – школа танцев и «мастер-классы» (до 84,6%). Уровень «танцевального дохода» прямо коррелировал с числом его источников (r=0,6; p<0,0001). Самый высокий, на территории бывшего СССР, уровень удовлетворённости своими доходами от танцев и в 2003, и в 2017/18гг наблюдался в Эстонии.
14. За последние 15 лет отношение общественности и местной администрации к «брейкерам», по мнению последних, значимо не изменилось: большинство местных жителей относились к BD хорошо (73,7% в 2003г, 70,9% в 2017/18гг), а представители администрации чаще «не помогали, но зато и не мешает – и то хорошо!» (53,9% в 2003г, 52,7% в 2017/18гг). Благосклонность местной администрации к BD лучше всего ощущалась в Белоруссии, на Урале и в Крыму. А местные жители преимущественно относились хорошо везде, но наиболее позитивно на Дальнем Востоке и в Южном Административном Округе РФ.
15. На основании суммарного мнения респондентов составлен «народный рейтинг» BD контестов (на I месте из «наших» - Yalta Summer Jam, из «иностранных» - Freestyle Session/USA).
16. На основании суммарного мнения респондентов составлен «народный рейтинг» танцоров: breaking команд (I место среди «наших» - Тор9 (С-Петербург/РФ), среди «иностранных» - Rock Steady Crew/USA), locking/popping/robot команд (I место среди «наших» - «Меркурий» (Москва/РФ), среди «иностранных» - Team Rocket) и индивидуально: b-boys&b-girls (I место среди «наших» - Ян/All The Most , среди «иностранных»- Storm/Battle Squad), локеров/папперов/роботов (I место среди «наших» - Ramon (Москва/РФ) , среди «иностранных»- Mr.Wiggles/USA).
17. У тех, кто имел опыт участия в мировых BD контестах, шанс стать «топовым танцором» был выше, чем у танцоров с аналогичной интенсивностью тренировок (ОШ=27,9; ДИ 95 %=9,5;81,7; р<0,0001). Большинство «топовых профи» (61,9%) являлись победителями BD контестов мирового уровня. Частота посещения BD тус (р=0,002) и танцевальный стаж (р=0,001) у «топовых профи» были больше, чем у остальных «профи»: по мере накопления танцевального опыта они не только не забрасывали BD тусы, но ещё и посещали их чаще. У «топовых профи» уровень дохода был выше, чем у остальных танцоров уровня «профи» (р=0,005).
18. Только 36,5% ответивших «брейкеров» и 45,8% человек далёких от BD, считали, что гипотетическое включение BD в перечень олимпийских видов спорта – это хорошо. Резко против этого выступили 22% респондентов.
19. Отношение b-boys&b-girls/локеров/папперов к возможности появления единой Федерации Брейкданса в их государстве было более враждебным, чем у «не брейкеров» (ОШ=1,8; ДИ 95 %=1,1;3; р=0,03). Оно прямо коррелировало с их отношением к возможному включению BD в перечень олимпийских видов спорта как в «основной» группе (r=0,5; р<0,0001), так и в «группе контроля» (r=0,6; р<0,0001). То есть если отвечающие приветствовали появление BD в программе Олимпиады, то они же преимущественно считали, что Федерация Брейкданса в их стране нужна. Наименьший уровень доверия в этом вопросе продемонстрировали жители Центрального Федерального Округа РФ.
Если читатели данного текста не умеют танцевать BD, но хотели бы попробовать себя в этом направлении, то ссылки на информацию о школах танцев, которые ведут участники данного исследования можно посмотреть ЗДЕСЬ
Автор: Мотя /B.People (Москва) (Матьянова Елена Владимировна) «Сами Себе Британские Учёные»