<< назад
20 янв 2019

Забытые жемчужины среднеазиатского джаз-рока

В данном обзоре речь пойдет о «золотом» периоде среднеазиатского джаз-рока из стран, названия которых звучат достаточно непривычно для уха обычного меломана: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и пр.

Забытые жемчужины среднеазиатского джаз-рока

В данном обзоре речь пойдет о «золотом» периоде среднеазиатского джаз-рока из стран, названия которых звучат достаточно непривычно для уха обычного меломана: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и пр. В основном, именно в этих трех бывших республиках СССР «ковался» этнический джаз и прогрессив-рок, достигший своего расцвета в восьмидесятые годы. Тем удивительней (и даже приятней), что в те годы, когда на Западе царило повальное увлечение электронно-танцевальной музыкой, новый виток развития рока состоялся в бывших советских республиках, пусть и в богатых литературным и музыкальным наследием, но все же за железным занавесом.

У каждого ансамбля были свои особенности: кто-то, как «Ялла», тяготел к эстраде, а кто-то, вроде «Гунеша», был ближе к прогрессивным течениям, но все способствовали взаимодействию двух культур: западной и восточной. Как оказалось, скрещение народных мелодий с джазом и роком привело к очень интересным результатам, которые вошли в историю на виниловых пластинках фирмы «Мелодия». Все эти пластинки выпускались на Ташкентском заводе им. Ташмухамедова — когда-то главном подразделении «Мелодии» в среднеазиатском регионе. Несмотря на удаленность от Центра, завод был технически хорошо оснащен, а ташкентский филиал всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» был оборудован современной аппаратурой, что позволяло, в конечном счете, записывать альбомы на достойном уровне.

 

Ансамбль современной музыки п/у Грига Пушена («Анор») — Вкус граната 1988

Узбекский ансамбль «Анор» образовался в 1985 году под руководством басиста Грига Пушена, когда в его группу, после победы в конкурсе джазовых ансамблей и рок-групп Ташкента «Джаз сквозь время», пришел талантливый саксофонист Семен Мордухаев. Григ[орий] Пушен приобрел известность в молодежной среде еще на рубеже шестидесятых — семидесятых годов в составе группы «Скифы». Совместная работа двух музыкантов, аранжировщиков и композиторов привела к созданию поразительной музыки, в которой соединились авангард, восточный фольклор и электрический фьюжн. Компанию им составили лучшие местные музыканты: Юрий Беньяминов (гитара, ситара и др. национальные узбекские инструменты), Адюр Якубов (клавишные), Батыр Ташходжаев (гиджак), Андрей Перцев (ударные; позднее переиграл в целом сонме отечественных «тяжелых» групп: например, в «Черном Кофе», «ЭВМ») и певица Наталья Нурмухамедова, которая стала известной с 1968 года, когда пела в студенческой группе «Спектр». Позднее она прославилась в «Ялле».

В этом составе «Анор» гастролировал в течение двух последующих лет по республикам СССР и Восточного блока, а в 1987 году помог записать Нурмухамедовой, ставшей заслуженной артисткой Узбекской ССР, ее второй поп-альбом «Малиновый сироп». Все изменилось летом 1988 года, когда «Анор» выпустил свой единственный альбом в стиле этнического джаз-рока.

Пластинка «Вкус граната» уже давно стала вожделенным предметом поиска продвинутых отечественных и западных меломанов, но известно о ней совсем немного: выпущена мизерным тиражом то ли в две с половиной тысячи, то ли вообще в тысячу экземпляров, и тотчас же стала раритетом, хотя в 2002 году ее планировала переиздать известная чешско-русская фирма «Богема мьюзик». По-видимому, финансовые трудности и последовавшее исчезновение компании с рынка звукозаписи — более чем объективные причины остановки ее переиздания. Разумеется, раритетный статус с каждым годом лишь повышает ценность этого очень самобытного шедевра, очаровавшего всех, кому выпала удача соприкоснуться с ним непосредственно через колонки, своей восточной мелодикой в стилистике прогрессивного джаз-фьюжна а-ля Return To Forever, Mahavishnu Orchestra и др. Что ж... Как говорится, ищущий да обрящет...

 

Джаз-ансамбль «Бумеранг» — Бумеранг 1983

Казахский ансамбль «Бумеранг» (не путайте с одноименной поддерживающей группой Эдуарда Артемьева) — детище известного алма-атинского музыканта, ударника Тахира Джалалидиновича Ибрагимова (1947—2006). По сути, именно этому замечательному человеку был обязан казахский этно-джаз своим появлением и развитием. А позднее, благодаря своей кипучей деятельности, Тахир сумел выдвинуть «Бумеранг» и в число лидеров советского джаз-рока. Как и легендарный Ришад Шафи, Ибрагимов был сильнее всего увлечен ударными инструментами. И удивляться здесь, право, нечему: всевозможные ритмические приспособления, таблы широко используются в народной музыке, которая, как и предтечи джаза, связана с двигательно-дыхательными рефлексами человека и его религиозными ритуалами.

Серьезной заявкой на прием в когорту избранных стал дебютный диск группы, который так и называется: «Бумеранг». Дебютный альбом вышел в 1983 году и представил группу в смешанном казахско-русском составе. В общем, после прослушивания стало ясно, «кто в доме хозяин». Тахир давал всем музыкантам равные возможности проявить себя, но не позволял увести ансамбль далеко от твердой ритм-секции, которой заведовал. Первая композиция «Семиречье» в исполнении Юрия Назарова встречает нас протяжным трубным звуком, будящим в воображении картины бескрайних казахских степей. Его соло ненавязчиво дополняют клавишные «переливы» Льва Липлавка. Затем композиция переходит в прекрасный джем с полноценным солированием всех заявленных соло-инструментов по очереди: саксофона Виктора Николаева; пианино, трубы и гитары в исполнении Константина Ли. Если «Хайтарма» в целом наследует ритм «Семиречья», хотя и исполняется с ярко выраженными восточными интонациями, то в «Мадрасе» нас ожидало еще более глубокое погружение в народную музыку. Тахир прекрасно играет на табле, а под конец плетет замысловатые «шаманские» кружева на басе. Медитативное вступление следующей композиции объясняет само ее название: «Дервиш» значит «монах-отшельник». К счастью (или к сожалению?), это настроение ненадолго: группа вновь засияла во всей своей игровой красе с вязкими соло в этаком туманном, психоделическом настроении. В заключительной композиции «Пагода „Пайа”» заметны черты авангарда, а также несомненные родственные связи с индийской, тибетской музыкой. Очень советую найти и послушать две остальные пластинки ансамбля: «Орнамент» (1985) и «Мираж» (1987).

 

«Гунеш» — Ришад Шафи представляет «Гунеш» 1999. Туркменистан, записи 1980—1984 гг.

Группа «Гунеш» была одной из первых, выпустившей альбом восточного джаз-рока, и, пожалуй, единственной, что приобрела международную известность на этом поприще. Само имя ансамбля стало нарицательным в среде любителей качественной и сложной музыки из СССР и упоминается вместе с «Арсеналом», «Аллегро», «Автографом», «Горизонтом», «Сезоном дождей» и др., которые интеллектуально явились мощным противовесом уличной самодеятельности так называемого Ленинградского рок-клуба.

В начале семидесятых ансамбль исполнял туркменские народные песни и ничем особенно не выделялся среди прочих народников. Но к концу десятилетия пришли молодые силы, увлеченные гармониями джаза и рока, среди которых особенно выделялись ударник Ришад Шафи (1953—2009) и саксофонист Станислав Морозов. Первым шагом на пути к массовому слушателю стало успешное выступление на конкурсе «С песней по жизни» в 1977 году, но решительный рывок к известности произошел на легендарном фестивале «Тбилиси-80». Пусть группа заняла «лишь» второе место (поделив его с «Автографом»), зато получила возможность записать и издать дебютную пластинку уже в том же году. За прошедшие тридцать пять лет этот альбом, положивший начало золотой эры среднеазиатского джаз-рока, стал мегараритетом: сейчас найти его практически невозможно. Свое развитие группа продолжила на втором альбоме «Вижу Землю», который вышел в 1984-м году и вновь стал большим раритетом.

Компакт-диск под названием «Ришад Шафи представляет Гунеш» от издательской фирмы «Богема мьюзик» вобрал в себя композиции с обоих альбомов, однако расположение дорожек на диске не соответствует хронологии, а некоторые композиции сменили название (интересно, почему?). Так или иначе, это прекрасная ретроспектива уникального творчества ансамбля «Гунеш».

Дорожки 7—12 составили дебютный альбом «Гунеш» (1980). Все шесть композиций — совершенно уникальный, не поддающийся никаким сравнениям продукт в джаз-роке. Вряд ли где-то еще вы услышите столь яркое, задорное исполнение народных танцев духовиками Стасом Морозовым, Юсифом Алиевым, Шамилем Курмановым; молниеносного, но легкого на удары по всевозможным барабанчикам Шафи; проникновенного пения Хаджиризы Эзизы и удивительного солирования по мотивам туркменских мелодий гитариста Михаила Логунцова. В совокупности, это удивительно смелое соединение приемов рока с туркменско-дестанскими песнями раздвинуло горизонты обоих жанров и обогатило их. Местами проявляются прогрессивные формы рока и даже авангард. Несомненное новаторство.

Дорожки 1—6: альбом «Вижу Землю». Оруэлловский 1984 год группа встретила «из космоса». Оказалось, что грустные, проникновенные восточные композиции хорошо сочетаются с электронными эффектами и синтезаторными раскатами, придающими оттенок космической таинственности. За четыре года группа успела побывать во многих странах Востока, поэтому в творческой копилке ансамбля появились великолепные адаптации на темы индийской, вьетнамской и др. стран музыки. Вообще, второй альбом отличается новыми интонациями, возросшим профессионализмом, лучшей продуманностью и богатством звуков. К примеру, «Ритмы Кавказа» — единственная вокальная композиция — завершается виртуозным скрипичным соло Гасана Мамедова. Впрочем, перемены не коснулись Шафи, который по-прежнему выразительно лупит по экзотическим барабанчикам.

Существует еще один интересный альбом, изданный «Богемой мьюзик», — «45 градусов в тени» (2000), — на котором фактически главенствует Шафи со своей сильно разросшейся перкуссией.

 

Ансамбль «Медео» — Медео 1985 (Казахстан)

Уникальный альбом, записанный в жанре электронно-авангардной с вкраплениями джазовой и эстрадно-симфонической музыки. Во многом он напоминает ансамбль «Горизонт», разразившийся альбомом годом позднее, в 1986-м. Похоже, пластинка «Медео» стала одной из первых ласточек обновленного, перестроечного рока.

О самом ансамбле «Медео» мало что известно, кроме того, что его лидером был клавишник Владимир Назаров из «Бумеранга». Вероятно, «Медео» был каким-то побочным проектом детища Ибрагимова как богатого источника, из которого отделяются ручейки. Этот альбом прекрасно соответствует духу восьмидесятых — времени, наполненным мрачными фантазиями писателя Джорджа Оруэлла и кинорежиссера Терри Гиллиама. Эта нежная, по большей части грустно-задумчивая инструментальная музыка, исполненная в основном на клавишных, вызывает в памяти антураж многих советских фильмов тех лет. В частности, она послужила бы отменной звуковой дорожкой к фильмам Данелия «Осенний марафон», «Слезы капали», фантастическому детективу «Отель „У погибшего альпиниста”» и особенно к «Послесловию» Марлена Хуциева. У произведений Назарова есть нечто общее, кстати, с творчеством эстонского композитора Свена Грюнберга — автора музыки к «Отелю...». Оба тяготеют к какой-то таинственности. В этой связи лучшей композицией первой стороны пластинки видится прекрасная «Воскресные прогулки» с медленной игрой и глубокими аккордами на синтезаторе. Она состоит из двух непохожих тем, между которыми лежит кусочек мрачной авангардной какофонии.

Вторая сторона пластинки открывается композицией «Экибастуз», исполненной в стиле электронного минимализма. Экибастуз — город в Павлодарской области Казахстана. Помимо просто интересного воплощения она содержит красиво-печальную мелодию. В полном виде группа с полноценной перкуссией, трубой и даже гитарой появляется в следующей теме — «Путь к солнцу». Здесь — единожды — звучит полноценный джаз-рок в духе «Бумеранга». Завершает альбом почти одиннадцатиминутная сюита «Охотник», которую можно отнести к прогрессивному джаз-фьюжн, но с сильной доминантой электронной музыки. Прекрасный финал для прекрасного, в целом, альбома.

Джаз-ансамбль «Сато» — Эфсане (Легенда) 1986 (Узбекистан)

Ансамбль «Сато» образовался в 1978 году под руководством мультиинструменталиста Леонида Атабекова. Вскоре благодаря джазовым фестивалям в культурном центре Узбекистана Фергане — месте сосредоточения многих культур — имя ансамбля очень быстро стало известным среди любителей джаз-рока в СССР.

Впрочем, его популярность могла запоздать, не будь в составе талантливейшего гитариста Энвера Измаилова.

Будучи выпускником музыкального училища по классу фагота, Измаилов самостоятельно освоил гитару и изобрел собственный метод звукоизвлечения. Его уникальная техника так называемого двойного тэппинга — прием, при котором при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн. В компании с такими первоклассными музыкантами, как флейтист и саксофонист Наркет Рамазанов, клавишник и виолончелист Риза Бекиров, он смог раскрыться в полной мере. В творчестве гитариста, а значит и во всей группе, тесно переплетены импровизация с музыкальным фольклором крымских и булгарских татар, мелодиями среднеазиатских стран и индийской народной музыки. Неслучайно одним из самых влиятельных гитаристов на свое творчество Измаилов называет Рави Шанкара.

В 1986 году «Сато» выпустили свой первый шедевр — альбом «Эфсане», — имея за плечами восемь лет активной работы. «Легенде» повезло больше других альбомов и даже групп: его переиздали на компакт-диске в 2006 году. Вступительная композиция «Кызыкчыклар» не обижает никого из музыкантов участием в ней. Наоборот — в преисполненной мягкости, деликатности, удивительной чистоты этнической гармонии каждому нашлось место, чтобы проявить мастерство. Опуская ритм-секцию, которая очень верно чувствует ритм, равно великолепны партии флейты и диалоги гитары с электронными клавишными — будто свежий восточный ветер приятно ласкает лицо в палящий зной. «Легенда» и «Танец Гульмиры» — авторские композиции Измаилова, поскольку сыграны от начала до конца только им самим на гитаре. Настолько цельно, своеобразно, а главное ­– ритмично он извлекает звуки, что кажется: играет как минимум трио. В принципе, то же самое касается и композиции «Тым-тым», только на поддержке звучит бас Атабекова. Еще одним шедевром коллективного творчества стала обработка татарской народной песни «Бойна». С полноценной ритм-секцией и мягкой, но тоже ритмичной клавишной «подсветкой» эта композиция является натуральным джаз-роком, в ткань которого вплетены замысловатые этнические «кружева» саксофона, гитары и флейты, ведущие своеобразные диалоги между собой. «Парафраз на темы „Арабалар” и „Хоро”» открывает гитарная прелюдия, переходящая с нарастанием в зажигательный восточный танец.

Советуем послушать второй опус группы — «Передай добро по кругу» (1987) — и такие сольные альбомы Энвера Измаилова, как «Восточная легенда» и «Around The Black Sea».

Вокально-инструментальный ансамбль «Севиль» — Севиль 197? (Азербайджан)

Ансамбль «Севиль» возник в 1969 году в солнечном Баку и неразрывно связан с гениальным пианистом и композитором Вагифом Мустафой-заде (1940—1979), работавшим в те годы в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана. О Вагифе написано довольно много, по крайней мере, вы без особого труда найдете в интернете перечисление этапных вех в карьере этого выдающегося музыканта.

Международную славу и признание одного из лучших джазовых пианистов мира принес новаторский стиль, замешанный на мугаме — традиционной азербайджанской песенно-танцевальной музыке — и превосходных джазовых импровизациях.

Единственный альбом ансамбля «Севиль» — это еще один мегараритет, наряду с творениями «Фирюзы» и «Анора», из числа изданных «Мелодией» в южных республиках СССР. Изучая издательскую политику «Мелодии», я пришел к выводу, что пластинки эти выпускались сравнительно небольшими тиражами и распространялись в основном на родине музыкантов. Это и предопределило их сегодняшний раритетный статус. Неизвестно даже, в каком точно году была выпущена эта пластинка; дата выпуска варьируется между семьдесят первым и семьдесят восьмым годами, но вероятнее всего, запись сделана в первой половине семидесятых.

Этот альбом длительностью примерно в тридцать пять минут уникален и великолепен. В отличие от более известных у нас серии пластинок «Джазовые импровизации», где Вагиф работает в одиночку, в этом альбоме звучит настоящий ансамбль с перкуссией и проникновенным пением четырех вокалисток. Поэтому говорить о чисто прикладном джазовом направлении альбома не приходится, это творческий плод на стыке фольклора, джаза, рока и фанка. Уже в первых двух песнях «Дороги» и «Золотое колечко» — одних из лучших, кстати, — легко раскрывается сущность исполнительского стиля Мустафы-заде. Яркое, красочное пение в национальном стиле превосходно обыгрывается импровизациями на фортепиано. Звучит очень колоритно и неповторимо. Вагиф открыл, что грустные национальные мелодии прекрасно сочетаются с теплой и задушевной джазовой поддержкой и приводят к таким гениальным творениям, как, например, «Любимая». Можно представить, какой восторг испытывали западные джазисты, исследовавшие свои традиции джаза вдоль и поперек и искавшие новых гармоний на чужбине, как Чик Кориа в Испании, когда открыли Вагифа.

Примерно половина из всех композиции чисто инструментальные и в сочетании с ритм-секцией понравятся любителям как джаз-рока, так и этноджаза. Их отличает богатство восточных оттенков, интересное развитие, высокое мастерство. Примерно за год до своей печальной кончины от сердечного приступа, 7 октября 1978 года, Вагиф Мустафа-заде выступил в Киеве, где представил еще одну интересную программу, состоящую из вокальных и инструментальных частей с использованием даже саксофона. Мы искренне рекомендуем к прослушиванию и этот концерт, опубликованный на компакт-диске в 2003 году из архивов Национальной радиокомпании Украины под названием «Один день в Киеве».

 

Инструментальный ансамбль «Фирюза» — Фирюза 1979

Вместе с «Гунешом» ансамбль «Фирюза» принадлежит к лучшим образцам туркменского джаз-рока. В отличие от первой группы, история второй покрыта туманной дымкой; ее уже и не разглядеть за толщей времени. Известно лишь, что ансамбль организовал ныне покойный барабанщик Дмитрий Манукян, ранее игравший в «Гунеше», а в составе видное место занимал и другой «гунешевец» — Сабир Ризаев. Этот музыкант еще проявит себя во многих группах, в том числе и в известном «Ашхабаде», чья пластинка «Город любви» выйдет под известной маркой Питера Габриэля Real World в 1993 году. Кстати, Фирюзой зовется красивейшее место под Ашхабадом, где туристы и дачники любуются горами, речкой и дышат чистым воздухом. Неудивительно, что название рождает поэтические чувства и будоражит музыкальное воображение. К настоящему времени «Фирюза» стал одним из самых редких альбомов, выпущенных в СССР. Цена на аукционах редко опускается ниже пятисот евро. С обложки на нас смотрят семеро джигитов в национальной одежде, но с современными инструментами. Так и есть: уникальный пример соединения туркменской музыки с прогрессив- и джаз-роком. Собственно говоря, традиционного джаза на альбоме не так уж много, скорей фанка.

Главными солирующими инструментами являются скрипка в исполнении Ханы Тен и саксофона Сабира Ризаева, но у «Фирюзы» совсем иной подход к адаптации народной музыки. Их многопластовая музыка сложна и исполняется в плавном, если не сказать лениво-растянутом ритме, — будто медленное течение реки, всплески которой порой украшают собой вступления. В музыке ансамбля народные мелодии ярко проявляются лишь в прелюдиях и интерлюдиях, часто гитарных (в группе два гитариста: Евгений Ночевный и Михаил Мамедов). Во вступительной композиции «Ашхабад» выделяется печальная романтическая мелодия известного туркменского композитора Нуры Халманедова. В партиях скрипки слышится много общего с русскими и цыганскими романсами; альт-саксофон удачно развивает тему. К концу исполнения темп заметно оживляется и приводит к интересной джаз-роковой комбинации виртуозных соло на гитаре и саксофона. Но центральной композицией на альбоме является «Край родной», ведь это этакий туркменский симфонический рок! В совершенно оригинальной десятиминутной композиции рисуется новый взгляд на народную музыку, которая, оказывается, при поддержке перкуссии и доли фантазии солистов может звучать как крутой прогрессив-рок! Особенно хороша концовка, когда в плавном ритме маятника скрипка то опадает, то рвется ввысь. И никаких спонтанных импровизаций.

«Чапыксуар» — это еще одна обработка, на сей раз другого известного композитора Чары Нурымова. По характеру она ближе к «Ашхабаду», но более живая: к концу пьесы участники разыгрываются на «всю катушку»: агрессивные удары по клавишам Дмитрия Саблина и свингующий саксофон уже смахивают на какой-то авангард. Особой мягкостью и глубиной выделяется вступление в композии «Диалог в ауле», опять же, в форме берущих за душу скрипичных прелюдий, хотя это настроение обманчиво. Справедливо для всего альбома в целом, что общий хор звуков выстраивается в некую психоделическую этновязь, из которой лишь выделяется превосходное соло на флейте и импровизации гитары. В общем, получился уникальный шедевр авангардного этнопрогрессива.

Если вас заинтересовала туркменская народная музыка, то продолжить свое знакомство с ней можно на прекрасном альбоме «Город любви» фольклорного коллектива «Ашхабад». Впрочем, по характеру этот альбом ближе к традиционной народной музыке.

ИСТОЧНИК: Рок Восточной ЕвропыПроект Андрея Гаевского 

(см. подробно)