Великий музыкант, барабанщик Бернард Пюрди на радио шоу у Джей Зоун
Приветствую! Меня зовут Джей Зоун. С вами шоу «Give the Drummer Some». В этом шоу у меня будет возможность пообщаться с величайшими барабанщиками в мире. Я буду сидеть за одной барабанной установкой, а они – за другой. Напротив меня в студии сидит господин. Его имя знакомо многим, но вот несколько артистов, с которыми ему довелось поработать: Арета Франклин, Джеймс Браун, Стили Дэн, Хол энд Отс – и это только начало списка. Для меня большая радость и честь приветствовать его у нас. Скоро исполнится шестьдесят лет, как он профессионально занимается игрой на барабанах и в общем является одним из лучших музыкантов, барабанщиков и композиторов в шоу-бизнесе. Один из самых фанковых и точно один из самых записываемых…
Музыка больше не записывается так, как это было раньше, поэтому, наверное, этот рекорд уже никто не побьет. Великий Бернард «Красавчик» Пюрди.
Твои барабаны в песне “Rock Steady” Ареты Франклин послужили вдохновением для всех: диджеев, барабанщиков, продюсеров. Эта партия считается эталоном фанк-драмминга. Продемонстрируй, пожалуйста, тот ритм, который ты играл для Ареты Франклин.
Друзья, это была случайность. Это была абсолютная случайность. Во время записи в студии она поставила лист с нотами на пианино, и мы по нему играли, но внезапно лист упал на пол. Она начала звать кого-то, чтобы подняли ноты, а мы не прекращали играть. Она просто сказала: «rock - steady! (быстро – ровно)». И когда кто-то наконец поднял ноты и поставил их на пианино, произошел тот четырехтактовый брейк. Я просто не прекращал играть. В итоге, у меня получилось четыре такта, которые стали для меня всем.
"Rock Steady" - Aretha Franklin
Ты родился и вырос в Элктоне, штат Мэриленд. Речь идет о пригородах Балтимора или о сельской местности?
Мне это не нравится. Мне это совсем не нравится. Мне приходится всем говорить, что я деревенский. Я знаю, что я из деревни. И теперь ты говоришь миру: «Хорошо, Элктон – это по-настоящему». Это большой город, но настолько сельский, что выглядит он просто жалко. Самый лучший момент заключался в том, что меня устраивал этот маленький американский город, но поверьте мне, это был абсолютно другой мир.
Тем не менее, это был самый крупный город во всем Округе Сесил, куда все приезжали, чтобы пожениться. К тому же, по пятницам и субботам оркестр Клайда Эссекса давал там концерты. В связи с этим, мне приходилось учиться игре на инструментах, потому что мой наставник, Леонард Хейвуд, следил за тем, чтобы я обучился этому ремеслу. Но Элктон, да, он очень деревенский. Как и Бернард Пюрди. Я люблю музыку кантри.
Итак, ты вспомнил Леонарда Хейвуда. Он играл в оркестре Клайда Эссекса, верно?
Да, он был барабанщиком в оркестре. Однако он также был учителем, и иногда он разрешал мне присутствовать на его занятиях. Дело в том, что я все схватывал на лету. Я был настолько хорош.
Когда состоялся твой первый профессиональный концерт?
Мой первый профессиональный концерт состоялся с большой группой. Когда мне было восемь лет, я выступал вместо Мистера Хейвуда. Каждую пятницу и субботу я настраивал его инструмент. Я подготавливал абсолютно все, потому что в перерыве Мистер Хейвуд уходил в свою машину, чтобы вздремнуть. Наверное, всем интересно, зачем он это делал. Я носил его стакан с водой, который на самом деле был наполнен водкой или джином. Я давал ему его воду и ждал, чтобы он ушел в машину поспать. В двенадцать ночи я сидел за барабанами и заканчивал программу вместо него. Это было просто потрясающе. К двенадцати годам у меня уже была своя небольшая группа. Хэй, ты просто делаешь то, что приходится.
В каком году ты переехал в Нью-Йорк?
В 1961 году. Для меня это стало лучшим событием. В первую же неделю своего приезда я познакомился с Мики Исулином. Он пригласил меня записываться с ними. Мы записали целый альбом. Что было самым потрясающим: мне заплатили восемьдесят долларов. Это же целая месячная зарплата! Я все потратил в ту же ночь вместе с группой в клубе «Комета». Я угощал всех выпивкой. Это было здорово.
Вскоре после этого вышел еще один хит, в записи которого ты участвовал - «Just One Look».
Да, это было спустя пару месяцев.
Да, Дорис Трой. И тебе удалось попасть на запись крайне необычным способом.
Необычным? Конечно, нет. Я упрашивал и умолял. Бонни Ричман, менеджер, пришел в клуб и спросил о свободных барабанщиках, так как они собирались начать записываться в студии. Я ему сказал: «Эй, я барабанщик! Возьмите меня. Я могу делать все!» Ему это не внушило доверия.
Он искал кого-то уровня Херби Лавелла или Панамы Франсис. Знаешь, всех этих музыкантов, которых постоянно брали на сессии звукозаписи. В баре не было ни одного барабанщика. Итак, он пошел обратно в студию, а я просто следовал за ним. Я зашел внутрь и сел за барабаны. Он посмотрел на меня и спросил: «Ну и кто же ты?»
«Я Бернард. Я Красавчик Пюрди. Я новичок в этом городе, но я стану лучшим барабанщиком», - хвастался я, словно безумец. Они смеялись надо мной, но я просто сказал им, чего собираюсь достичь.
Итак, в силу манеры ее пения в песне должны были быть восьмые и четвертные. Я говорю вам, именно так она пела эту песню. Она не пела ее как шаффл, она пела ее восьмыми нотами. Пока никто не успел опомниться, звуковик включил микрофоны. И так мы записали песню «Just One Look».
"Just One Look" - Doris Troy
Примерно в это время, в середине 60-х, ты стал известен тем, что ставил свое знаменитое объявление рядом с барабанами. В чем была идея? Почему ты решил сделать несколько объявлений и поставить их рядом с барабанами во время записи?
Мне хотелось бы присвоить себе всю заслугу за эти объявления, но это была идея басиста по имени Джимми Тайрел. Он сказал мне: «Пюрди, раз ты так хорошо делаешь свое дело, сделай несколько объявлений». Я написал три варианта объявлений. «Если я вам нужен – позвоните мне и получите создателя хитов». Когда я где-то записывался продюсеры говорили композиторам: «Бери парня с объявлением!». Именно так они и поступали.
И как на это реагировали другие музыканты?
Они говорили: «Он просто хвастается. Ничего у него не получится». Я был плох в дипломатии. Да, у меня был длинный язык, но все, кто меня слушал, становились богачами.
Этот подход изменил ритмы в ритм-энд-блюзе, что привело к появлению фанк-стиля игры на барабанах.
Так оно и было.
Ты являешься крестным отцом этого направления. Пару месяцев назад я брал интервью у Стива Фороума, еще одного великого сессионого барабанщика. Когда он услышал песню «What is Soul» Бена И. Кинга, он сказал: «Я никогда не слышал ничего подобного».
"What Is Soul" - Ben E. King
Мы вышли из эпохи большого количества традиционных шаффлов и твист-битов, а затем появился ты со своим этно леворуким блюзовым басовым барабаном. Он просто появился, и к концу 60-х ритм полностью изменился. И вся эта перемена произошла из-за твоих партий на тех сессиях звукозаписи. Ты знал, что творишь революцию в мире барабанов, или ты играл инстинктивно, а все остальные подхватили это?
Если бы я знал, что я делал на тот момент, то у меня было бы все по-другому. Тогда я бы гораздо раньше попал в бизнес-составляющую этого ремесла. Но я просто слышал эти партии, а другие их записывали. Меня это устраивало.
Расскажи о своей работе с Джеймсом Брауном. Я знаю, что ты записывал с ним песни, но выступал ли ты с ним на гастролях?
Да, я ездил на гастроли вместе Джеймсом, и это было несладко. Дело в том, что на тот момент у нас было два барабанщика и перкуссионист.
Ты помнишь, кто был вторым барабанщиком?
Да, я помню, но не стану его называть, так как многим не нравится, когда я рассказываю о том, что делали или не делали другие барабанщики. Я не хочу, чтобы у кого-то были ко мне претензии, потому что им кажется, что у меня есть претензии к ним. Случилось следующее: второй барабанщик сделал ошибку во время танца Джеймса, за что тот решил назначить штраф. Он оштрафовал меня на двадцать пять долларов. В то время я зарабатывал примерно 125 долларов. Да, это были большие деньги, и не я сделал эту ошибку. Когда концерт был окончен, я подошел к Мистеру Брауну и сказал: «Сэр, мы оба знаем, что не я ошибался в песне».
- Слишком поздно!
- Нет, нет, нет. Я не намерен платить за чужие ошибки. Я просто не собираюсь этого делать.
Он посмотрел на меня и сказал: «Я – босс, я – Джеймс Браун, поэтому делай, что я сказал».
Я вежливо ответил: «Это ваше окончательное решение? Скажите мне прямо сейчас, вы точно штрафуете меня на двадцать пять долларов?».
- Да, и все тут.
Я сказал: «В таком случае я уведомляю вас о своем уходе через две недели». Итак, две недели прошли, и я уволился. Я могу работать. У меня нет возражений против работы, но мне не нравится, когда со мной играют. Только я могу это делать.
Однажды ты все-таки совершил ошибку на своей первой встрече с Кингом Кертисом. Ты вышел на сцену. Он дал сигнал играть “Sister Sadie”, но ты не был готов. Что же все-таки произошло на той первой встрече с Кингом Кертисом?
Объявили о начале песни “Sister Sadie”, я должен был приготовиться. Но я не был готов, потому что я об этом не знал. Когда я сел за барабаны, уже прошло тридцать два такта. Он поворачивается и говорит мне: «Ты пропустил его!».
- Что пропустил?
- Мое соло.
Я испортил его соло. Я все испортил. Я даже плакал, но было уже поздно: ничего не исправить. Я вернулся в свой сарай, чтобы сделать так, чтобы это никогда больше не повторилось.
Потом тебе дали еще один шанс.
Да, мне дали еще один шанс. В этот раз я был готов.
"Sister Sadie" - King Curtis
После этого у тебя сложились хорошие рабочие отношения с Кингом Кертисом. Например, такая культовая песня, как «Memphis Soul Stew».
Я не только записывал с ним песни, но многие не знают, что я был его бухгалтером, особенно на гастролях. Я знал, откуда берется и на что тратится каждый цент. Он учил меня быть лидером в группе.
"Memphis Soul Stew" - King Curtis
Ты почерпнул опыт в лидерстве вместе с Кертисом, а затем ты стал лидером, выпустив сольный альбом «Soul Drums» в 1967 году. Насколько я знаю, в то время не было других барабанщиков или ритм-энд-блюз музыкантов, у которых были сольные альбомы. Был Элвин Джоунс, Макс Роуч, были джазовые и фанковые музыканты. Но фанковый ритм-энд-блюз альбом, где фронтменом является барабанщик, который может играть караван и прочие комбинации, а также играть свой собственный материал… Как произошел твой дебют как лидера группы?
Это было феноменально. Я могу сказать, что тогда как у лидера группы у меня было полное представление о том, что я делал. Я также писал песни и занимался издательством. Я был на седьмом небе от счастья.
Похоже, ты хорошенько оторвался, исполняя соло на барабанах и играя караван. Я не знаю, издавал ли ты все эти звуки во время игры или ты наложил их потом.
Я издавал эти звуки пока играл, поэтому это звучит так естественно.
Soul Drums - Bernard Purdie
Ты также внес большой вклад в привнесении фанк-грува в джаз, что положило начало появлению таких соул-джаз лейблов, как «Prestige», «Flying Dutchman»… Ты присутствовал на многих из этих сессий звукозаписи. Каково было играть долгие джазовые композиции вместе с группой по сравнению с двух- или трехминутными эр-энд-би партиями, которые ты играл в 60-х?
Все зависело от их желания. Они решали, как долго должен звучать тот или иной фрагмент. Я лишь формировал, формировал песню до пиковой точки, затем отступал и вновь доводил песню до пика.Я хочу поговорить о латиноамериканском фанке, в появлении которого ты сыграл огромную роль. Ты сыграл отличный барабанный брейк в песне «Cold Sweat» Монго Сантамира, но традиционно фанковые барабанщики не играли латиноамериканскую музыку. Как ты завоевал доверие продюсеров, чтобы они разрешили тебе внести свой вклад в музыку, играя на барабанах?
Я могу отлично влиться в музыку Монго, ничего из нее не выбрасывая. Обычно в музыке латино ты должен быть поверх бита. Это является нормой, поэтому эти ребята так играют, а их каубелл звучит так высоко. Я научился ипользовать каубелл с фоновым ритмом таким образом, чтобы они не мешали конгам и бонгам.
"Cold Sweat" - Mongo Sanatamaria
Ты участвовал в написании саундтрека к «Лайле».
Да.
Расскажи тем, кто не знает, что такое «Лайла».
«Лайла» - это первый афроамериканский фильм для взрослых. Музыка не была ненормативной, а фильм был. Это был первый раз, когда я полностью написал музыку для фильма.
"Lialeh" - Bernard Purdie
На YouTube есть видео, где ты играешь главную тему на барабанах Sonor, и в это время в ночной клуб заходят люди.
Эта сцена получилась случайно. Мы играли, продюсер увидел молодую девушку, которая должна была сниматься в сцене с ванной. Он увидел, как она стояла и танцевала. Все должны были играть определенным образом, но вместо этого все смотрели на эту девушку. Я даже не знал, что она там находилась в тот момент. Я думал, что все смотрят на меня и группу. Когда я повернул голову и пел «Лайла», то уткнулся ртом прямо в ее грудь. Всем это очень понравилось. Это попало на пленку, и они решили так это оставить. Таким образом я попал в фильм.
Ты всегда был способен играть на любой записи в любом стиле, и при этом тебе удавалось сохранить свою фирменную манеру игры на барабанах. Как это у тебя получалось?
Причиной того, что мне все удается, является то, что я хорош собой. Когда люди становятся слишком серьезными и напрягаются или расстраиваются из-за чего-то, я говорю им: «Ребята, если у вас такие проблемы, то просто подумайте обо мне и моей красоте». Они сразу начинают смеяться, расслабляются, и я настраиваю всех на слаженную работу.
Этот навык настраивать всех на слаженную работу, наверное, пригодился, когда ты был музыкальным директором у Ареты Франклин.
Я стал ее музыкальным директором только после смерти Кертиса. Я работал на него где-то восемь или десять лет. Соответственно, я уже знал, что из себя представляет эта работа. Я также знал, что от меня требуется в работе с Аретой. Моя первоочередная задача заключалась в том, чтобы предоставить ей то, что ей нужно. Каждый раз. Каждый раз, когда она начинала петь, у нее это было. Я выкладывался по полной. Такова была моя работа.
Мне всегда казалось, что песня «Love Will Bring Us Back Together» - на ней ты играл с Роем Эйерсом – является очень крутым танцевальным грувом.
Так и есть. Дело в том, что в этой песне я сыграл свою лучшую партию на хай-хэте.
"Love Will Bring Us Back Together" - Roy Ayers
Тебе предложили поработать вместе с группой Стили Дэн, музыканты которой известны своей придирчивостью к барабанщикам. Они никогда не записываются с первой попытки в студии. Какого было перейти от быстрого темпа к их стилю игры? Они заставляли тебя играть заново? Может, ты просто делал, как считал нужным, и вы просто записывались?
И то, и то. Я сказал им, что подключусь во время песни. Спустя две минуты я точно знал, как я буду играть. Они спросили меня: «Итак, что ты будешь делать?». Я ответил: «Я сыграю Пюрди шаффл».
- Нет! Мы не хотим шаффл. Мы не хотим то и это!
Я ответил: «Но вы же его еще не слышали».
Они спросили: «Что такое Пюрди шаффл?»
Я ответил: «Я с удовольствием вам покажу». Они ничего не поняли, потому что я играл пальцами на барабанах. И Чак Уиттингтон услышал бас-бочку. Пол Гриффин начал подыгрывать на пианино между ударами. Когда я взял в руки палочки, они были просто поражены.
"Home at Last" - Steely Dan
Как именно ты придумал Пюрди шаффл? К тому времени ты его уже играл.
Я придумал его в двенадцать лет. Я пытался всунуть его, когда играл со всеми группами, начиная с Электона. Оркестр Клайд Эссекс – я пытался всунуть Пюрди шаффл в песню, когда они этого не ожидали. Вот, что мне приходилось делать. Я просто играл шаффл. Затем я начал играть его в этом темпе.
И эти контролируемые отскоки звучали повсюду в двухтактовой фразе, с чем у многих были проблемы, так как они пытались уместить их в однотактовой фразе. Это была двухтактовая фраза.
Самое важное – это простота. Тем не менее, ты должен все держать в голове: бочку, малый барабан, хай-хэт и целостность музыки. Перестань беспокоиться о том, чтобы музыка была ровной. Пусть она играет сама.
К слову о всех тех сессиях звукозаписи, в которых ты участвовал, когда ты слушаешь эти песни, ты всегда узнаешь свою игру?
Нет, потому что иногда от тебя требуется нечто конкретное, и ты это делаешь. Такая работа. Тебя приглашают и платят деньги затем, чтобы ты выполнил конкретную работу и забыл об этом. К этому не стоит эмоционально привязываться. Раньше мне это тяжело давалось, но сейчас мне все равно. Я больше об этом не беспокоюсь, и мне безразлично, что некоторые плохо ко мне относятся, потому что я просто прихожу и играю, что мне говорят. Я все это прожил, и никто не может у меня это отнять. Никто.
Слушайте полное шоу в оригинале: jzone101